Здравствуйте, Гость!
02 мая, 20:34

Гражданин Кейн

Альтернативное название: Citizen Kane
Премьера в России: 30.11.-0001
Премьера в мире: 01.05.1941
Продолжительность: 119 минут
Возрастные ограничения: 12+
Жанр: драмамистика
Режиссёр: Орсон Уэллс
В ролях: Джек Райан, Ричард Уилсон, Сэм Харрис, Уолтер Сэнди, Хэрри Джонс, Артур О`Коннелл, Том Коулман, Майк Лэлли, Филип Моррис, Луис Нато, Джек Кертис, Рэй Коллинз, Эрскин Сэнфорд, Луиз Франклин, Орсон Уэллс, Джино Коррадо, Джозеф Коттен, Эдит Эвансон, Фортунио Бонанова, Чарльз Беннетт, Джек Тэйлор, Джек Гаргэн, Хэрри Шэннон, Джесси Грэйвз, Пол Стюарт, Дороти Камингор, Джек Игэн, Агнес Мурхед, Рут Уоррик, Эверетт Слоун, Уильям Оллэнд, Джордж Кулурис, Гас Шиллинг, Питер Аллен, Ричард Баэр, Джин Куган, Маргарет Дэвис, Тим Дэвис, Роберт Дадли, Рэй Флинн, Джимми Грант, Хэрри Харрис, Эллен Лоуи, Людвиг Лаури, Джеймс Т. Мэк, Херман Джей Манкевич, Микки Мартин, Джон МакКормэк, Э.Дж. Миллер, Джек Мортон, Джек Рэймонд, Сэм Райс, Дон Робертс, Джордж Роджерс, Бенни Рубин, Эдвард Райан, Джек Санторо, Джордж Шервуд, Рой Смит, Ральф Стайн, Лэндерс Стивенс, Норман Тэйлор, Карл Томас, Грегг Толэнд, Тим Уоллес, Кен Уивер, Чарльз Уэст, Ларри Уильямс, Роланд Уинтерс

Сюжет: 
Скользя в ночном, зловещем полумраке, камера медленно фокусируется на высокой витой железной ограде с инициалом "К". За ней простирается Ксэнаду, обширное поместье одного из самых богатых в мире людей. Камера обходит это пространство - пустые гондолы, покачивающиеся в собственном озере, экзотические животные в зверинце, аккуратно подстриженные лужайки - все спит в тумане. Среди всего этого возвышается искусственно возведенная гора, на вершине которой стоит замок. Только из него исходит свет. Внутри замка умирающий человек сжимает в руках хрустальный шар с заключенной в нем зимней сценой и иллюзией падающего снега. Он произносит одно только слово "Розовый бутон" и умирает, роняя шар, разбивающийся на мелкие осколки.Так начинается легендарный "Гражданин Кейн" Орсона Уэллса. 25-летний вундеркинд, уже ставший сенсацией в театре и на радио, вошел в историю кино своим поразительным дебютом. Это краеугольный фильм по миллиону причин, не последней из которых является разнообразие используемых технических приемов - быстрые кадры, будящая воображение размытость изображения, даже некоторые приемы из немого кино. И в самом деле, ничто из предыдущего опыта кино не забыто, но в то же самое время придуманы разнообразные инновационные кинематографические приемы. Самым заметным можно назвать поразительную черно-белую съемку Грегга Толэнда с глубоким фокусом (пионером этой техники был легендарный оператор Джеймс Уонг Хауи). Визуально фильм принадлежит Толэнду, это шедевр света и тени, резкого контраста, искусно передающих сложные, зыбкие настроения уныния и редкие моменты радости, по мере того как камера и репортер ищут смысл жизни этого человека. Репортеру поручили выяснить подробности биографии недавно умершего газетного магната Кейна (его прообразом в жизни послужил Уильям Рэндолф Херст). Уэллс утверждал, что большая часть превосходно написанного сценария принадлежит его перу, но часть изобретательных, остроумных и незабываемых сцен и диалогов скорее всего была написана сценаристом Херманом Манкевичем, братом Джозефа, известного режиссера, продюсера и сценариста. Тем не менее, вклад Уэллса как режиссера и продюсера внушает уважение, граничащее с преклонением. Хроника жизни Кейна сложена из комбинации крайне драматических эпизодов и хроники новостей - срезов жизни, составляющих лоскутное одеяло биографии. Фильм настолько плотно скомпанован, что нельзя выкинуть ни одной из сцен, являющихся частью головоломки. А ведь репортер Джерри (Уильям Оллэнд) имеет пять версий жизни миллионера.В конце картины репортеры собираются в поместье Кейна и идут через склад, который расчищают от бесконечных рядов мебели и ящиков, содержащих приобретения Кейна. По мере того как они идут в темную глубину, кадр сверху высвечивает разношерстную коллекцию игрушек, рисунков и статуэток. Медленно осматривает камера горы собственности Кейна и, наконец, подходит к пылающей печи, в которую рабочие швыряют все, что им кажется мусором. Один из них поднимает санки - те самые, на которых Кейн катался в Колорадо мальчишкой - и бросает в огонь. Камера цепко замыкается на санках, охваченных пламенем, и зритель видит надпись: "Розовый бутон" - за миг до того, как огонь пожирает буквы. Затем камера выходит на улицу, мы видим замок, высокую трубу, из которой клубами уходит в ночное небо утерянная юность Кейна. Камера отходит от здания, завершая фильм кадрами железной ограды."Гражданин Кейн" оказал влияние на бесчисленное множество кинематографистов и определил вкусы зрителей всего мира. Это памятник кинематографии, шедевр Уэллса, одного из величайших творцов в мире кино. Его никогда не забудут. (М. Иванов)